К концу четвертого года жизни ребенок может:
-
ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами;
-
бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;
-
сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;
-
ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
-
энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
-
катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м;
-
строиться в колонну, шеренгу, круг;
-
выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя;
-
самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга;
-
скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых;
-
кататься на трехколесном велосипеде;
- погружаться в воду.
К концу года дети младшей группы знают:
- цвета спектра;
- свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения;
- части тела и лица, их количество и назначение;
- названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
- названия двух деревьев, двух травянистых растений;
- основные детали одежды, мебели, посуды.
К концу года дети младшей группы имеют представление:
- о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета получаются в результате смешивания двух цветов;
- обо всех временах года и их характерных особенностях;
- об основных домашних животных, диких зверях и птицах;
- о назначении и уходе за одеждой, мебелью и посудой;
- о частях суток;
- о действиях детей и взрослых в разное время суток.
Дети могут:
- различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;
- различать основные цвета;
- различать эмоции человека;
- различать зверей и птиц;
- различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
- пользоваться обобщающими словами;
- пользоваться простейшими символами.
В результате работы по программе дети могут:
- составлять и сравнивать множества из 1–5 элементов;
- различать понятия один и много;
- соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе;
- находить и называть число предметов на сюжетном рисунке, выраженное понятиями много – мало – один;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–3 деталей по образцу.
В результате работы дети могут:
- слушать произведения разных жанров, настраиваться на чтение сказки, рассказа, стихотворения;
- участвовать в совместном обсуждении услышанного;
- рассказывать, инсценировать знакомые произведения;
- выражать восприятие текста во внешнем действии;
- эмоционально реагировать на прослушанное произведение.
В результате работы дети:
- знакомятся с особенностями материалов (карандаши, краски, гуашь, бумага);
- знакомятся с основными цветами;
- отличают предметы прямоугольной, квадратной и круглой формы.
- пользоваться карандашом;
- пользоваться кисточкой и красками, использовать воду;
- наносить простые линии и пятна гуашью;
- наносить линии вертикальные, горизонтальные, круговые;
- использовать различные цвета для создания выразительных образов;
- выполнять узоры с элементами различных форм и цветов;
- создавать сюжетные композиции;
- эмоционально обыгрывать рисунок, находить для него словесную характеристику.
В результате работы дети знакомятся:
-
с названиями и свойствами основных материалов для работы (пластилин, пластическая масса, глина);
-
с принципами лепки простейших форм (шар, палочка);
-
с простейшими преобразованиями шара и палочки-колбаски;
-
с правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети учатся поддерживать порядок на рабочем месте.
Дети могут:
В результате работы дети знакомятся:Дети могут:
- отделять небольшие кусочки от целого куска материала;
- раскатывать кусочки прямыми движениями (вперед-назад), получая палочку-колбаску;
- раскатывать кусочки круговыми движениями, получая шар;
- расплющивать шар, палочку-колбаску для получения элементов плоскостной работы;
- лепить простейшие предметы, состоящие из 2–3 частей;
- украшать работу точками и насечками, используя палочку-спичку.
-
с названиями и свойствами основных материалов для работы (бумагу и картон можно склеивать, бумагу можно складывать, сминать в шар и т.п.);
-
с правилами склеивания (аккуратно наносим клей с обратной стороны, прижимаем детали друг к другу, при необходимости пользуемся тряпочкой);
-
с правилами безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами и материалами.
Дети учатся: поддерживать порядок на рабочем месте и
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Дети могут:
КонструированиеДети могут:
- составлять узоры, используя знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), располагая элементы по сторонам, середине, углам, кайме и т.п.;
- составлять целую работу из набора заготовок, располагая каждый из элементов в соответствии с его местом и назначением.
В результате работы дети знакомятся:
- с названиями различных строительных деталей;
- с правилами конструирования из строительного материала.
Дети могут:
- под руководством педагога определять последовательность действий;
- сооружать элементарные постройки;
- усложнять, преобразовывать работу двумя способами: в высоту и в ширину;
- пользоваться понятиями высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий, такой же;
- замыкать пространство (забор, дом и т.п.);
- правильно использовать различные детали и игрушки в своей работе;
- добавлять недостающие для завершения работы элементы;
- поддерживать порядок на рабочем месте во время работы.