ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В результате работы дети могут:
- ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
- перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча;
- лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
- прыгать на мягкое покрытие с высоты (20–40 см); мягко приземляться, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80–100 см, с разбега (не менее 100–180 см), в высоту с разбега (не менее 40–50 см), прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;
- перестраиваться в колонну по трое, четверо, в 2–3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, размыкаться в колонне, шеренге; соблюдать интервалы во время передвижения, выполнять повороты направо, налево, кругом;
- знать исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, выполнять четко, ритмично, в заданном темпе;
- самостоятельно скатываться с горки, выполнять повороты, катать друг друга на санках;
- скользить по ледяным дорожкам, выполняя задание;
- ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 2–3 км, подниматься на горку и спускаться с нее, тормозить при спуске;
- самостоятельно сохранять равновесие на коньках, кататься по прямой, отталкиваясь поочередно, тормозить;
- кататься на двухколесном велосипеде и самокате;
- плавать произвольно;
- активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей, настольный теннис);
- самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, придумывать с помощью воспитателя игры на заданные сюжеты.
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
В результате работы дети знают:
- что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
- что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;
- название эмоциональных состояний человека;
- собственные возможности и характерные особенности;
- способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
- что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.
Дети могут:
- понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
- проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
- видеть друг в друге сходные черты и различия;
- проявлять эмпатию и толерантность;
- описывать свое настроение, понимать настроение других;
- осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
- выражать свои чувства и понимать чувства другого;
- пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;
- делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;
- анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;
- находить конструктивное решение конфликта.
В результате работы дети могут:
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
Реализация этих линий предполагает развитие у детей следующих речевых умений:
- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.);
- ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
- владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко – тихо, быстро – медленно, с какой интонацией и т.п.;
- внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;
- соотносить вербальные и невербальные средства общения.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В результате работы дети знают:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
Дети имеют представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды;
- о животных, растениях (обобщенное представление);
- о сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
МАТЕМАТИКА
В результате работы дети могут:
- называть числа от 1 до 10;
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
В результате работы дети могут:
- выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
- формулировать отрицание по аналогии;
- пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
- видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
- проводить аналогию между разными предметами;
- находить похожее у разных предметов;
- переносить свойства одного предмета на другие.
В результате работы дети могут:
- слушать и слышать художественный текст;
- эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;
- слушать чтение, рассказ воспитателя вместе с группой сверстников;
- выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;
- отвечать на элементарные фактуальные вопросы по содержанию текста и иллюстрации (Кого видишь? Где облака? Что делает мама? Какой мальчик? и пр.);
- запоминать отдельные слова, выражения из текста;
- выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;
- узнавать и называть некоторые литературные жанры.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В результате работы дети знакомятся:
- с холодными и теплыми цветами;
- с характеристиками света (дневного и искусственного);
- с психологическими характеристиками цветовых тонов;
- с основами перспективы (линейной и воздушной);
- с характеристиками пластического рельефа;
- с эстетическими особенностями декоративно-художественных промыслов (Гжель, Хохлома, Жостово, дымковская игрушка, богородская игрушка);
- с основами орнамента (бордюра).
Дети могут:
- самостоятельно применять различные техники в рисовании;
- использовать в работе колорит для создания образа, холодные и теплые цвета;
- выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке;
- уметь передавать в рисунке движение и его характер;
- использовать основные и производные цвета в работе;
- самостоятельно подбирать светлые и темные тона, смешивать их с белилами;
- подбирать колорит для рисунка;
- рисовать животных и человечков, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции;
- изготавливать и расписывать декорации-задники.