Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 04.12.2024, 02:45

Центр развития ребенка - детский сад № 139 г. Омска

Разделы
Категории раздела
Официальная информация о дошкольном образовании [9]
Нормативно-правовые документы, статьи, выдержки, локальные акты
Обучение и воспитание в детском саду [0]
Образовательная программа, режим, расписание занятий, дополнительное образование
Психолого-педагогическое сопровождение [0]
Страничка педагога-психолога
Медицинское сопровождение [3]
Страничка медицинского работника
Организация питания детей в детском саду и дома [2]
Коллегам [0]
Обобщение, распространение и обмен опытом
Наш опрос
Нужен ли нашему сайту форум?
Всего ответов: 88
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Полезная информация

Главная » Статьи » Официальная информация о дошкольном образовании

Прием и оформление родительских пожертвований
Дело в том, что, получив от родителей деньги в дар, ДОУ должно оформить эти средства надлежащим образом. Это значит, что они должны поступить на счет в казначействе, на котором хранятся деньги учреждения. Только после такого оформления эти деньги можно тратить, например покупать что-то. После того как средства поступят в бюджет, "вытащить” их оттуда очень непросто, а потратить можно только с соблюдением всей предусмотренной процедуры выделения средств из бюджета, которая непроста, и с соблюдением требований о расходовании средств по смете. Именно поэтому большинство руководителей не поступают таким образом, а просто тратят собранные деньги.
Проблема в том, что в этом случае заведующий получает и распоряжается "черными” наличными. Наличие неучтенных денежных средств – это серьезное нарушение, за которое ДОУ может понести ответственность, предусмотренную финансовым и налоговым законодательством. Сам заведующий тоже может пострадать, а в ряде случаев оказаться уволенным.
Между тем правильно оформленные средства, собранные родителями, могут быть эффективно и быстро использованы без нарушения законодательства.
Принцип подобного оформления заключается в том, что учреждению должны передаваться непосредственно имущество, работы и услуги, а не денежные средства. На юридическом языке пожертвование работ и услуг означает "пожертвование права требования” (п. 1 ст. 582 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ). Аналогичное право передается и в случае, если договор купли-продажи имущества заключается в пользу ДОУ: имущество передают не родители, являющиеся его собственником, а продавец этого имущества (имущество было оплачено родителями, но переходит в собственность ДОУ от продавца, без промежуточной ступени в виде собственности родителей). Право требования на передачу вещи, выполнение работы, предоставление услуги возникает по общему правилу у стороны, оплатившей покупку, работу, услугу. При уступке (например, в форме пожертвования) права требования другому лицу продавец, исполнитель работ или услуг обязан передать вещь, исполнить работы или услуги не тому лицу, которое оплатило их, а тому, кому было передано право требования. В этом случае учреждение просто принимает имущество на баланс и оформляет факт проведения работ и оказания услуг.
Таким образом, имущество, поступившее в ДОУ в овеществленной форме (мебель, пристройки, компьютеры), ставится на баланс (бухгалтерский учет) и вносится в инвентарные книги на основании акта приема-передачи; услуги также принимаются по двухстороннему акту и отражаются на балансе и документах бухгалтерского учета. Акты подписываются соответственно продавцом, исполнителем работ, услуг. В актах для налоговой инспекции и органа управления имуществом должно быть указано, что это целевое пожертвование, и названо имя жертвователя (того, кто передал право требования). Пожертвование поступает сразу в овеществленной форме, а потому учреждение избавлено от необходимости передавать денежные средства в бюджет и подвергать себя казначейским процедурам.
Однако понятно, что редко одно лицо (например, родитель) делает ДОУ масштабное пожертвование, например, приобретает технику или мебель, проводит ремонт в группе. Чаще всего родители объединяют свои усилия – сдают сравнительно небольшие суммы средств ДОУ, с тем чтобы учреждение самостоятельно оплатило дорогое имущество, работы, услуги. Очевидно, что родители вряд ли могут собраться все вместе, чтобы коллективом в несколько десятков человек купить товар, сделать заказ на выполнение работы, услуги. Поэтому необходимы такие схемы, когда фактически роль родителей будет сведена к сдаче денег, а формально товары (работы и услуги) будут закуплены от имени родителей и от их же имени переданы ДОУ. Это возможно сделать несколькими путями.
Во­первых, использовать институт представительства. Согласно гражданскому праву одно лицо может действовать за счет и от имени другого лица. А потому родителям совсем не обязательно лично совершать все операции – достаточно доверить это отдельным лицам, например, инициативным мамам или папам – членам родительского комитета, работнику детского сада (как физическому лицу, но не в качестве работника – представителя ДОУ). Родители вручают такому лицу деньги и доверяют право потратить их на приобретение определенного имущества, работ, услуг и впоследствии безвозмездно передать от их же имени приобретенное дошкольному учреждению (как пожертвование на определенные цели).
В итоге родители, которые не имеют желания или возможности активно участвовать в улучшении материального благосостояния ДОУ, просто сдают деньги, как обычно, а приобретение имущества, работ, услуг и пожертвование их ДОУ формально производится от их имени. Таким образом, ДОУ получает не деньги, которые надо держать на счете в казначействе, а уже конкретное имущество, работы, услуги.
Во­вторых, оформить подобные отношения можно через институт доверенности. Доверенность в данном случае оформляет договор поручения. Родители (доверители) поручают иному родителю или любому другому лицу (поверенному) тем или иным образом потратить их деньги (купить то или иное имущество, оплатить те или иные работы или услуги, заключив договор в пользу ДОУ) и затем передать имущество, результат работ или услуги ДОУ. При этом все действия осуществляются от их имени и за их счет. В результате дошкольное учреждение получает имущество от нескольких десятков родителей, от имени которых действует одно лицо.
В­третьих, если родители достаточно часто поддерживают ДОУ материально, то члены инициативной группы, работающие от их имени, могут заключить между собой договор о совместной деятельности. Это позволяет более свободно организовать данную деятельность, поручив, например, собирать с родителей деньги одному лицу, непосредственно вносить их в оплату – другому, оформлять передачу ДОУ – третьему, отчитываться перед родителями о выполнении поручения – четвертому и т. п. Подобный договор можно также использовать для прописывания процедуры сбора средств, например: как надо выяснять потребности ДОУ; как, кому и кто должен предлагать пожертвовать средства на приобретение для детского сада имущества, выполнение работ, услуг и т. п. Это будет договор о совместной благотворительной деятельности участников, направленной на улучшение имущественной обеспеченности уставной работы ДОУ.
Важнейший момент, который надо учитывать администрации дошкольного учреждения, – добровольность пожертвования. Нельзя требовать с родителей деньги, имущество и т. п. Можно лишь предложить им совершить пожертвование, при этом ни в коем случае не требуя взносов. Напротив, следует подчеркнуть, что решение о пожертвовании принимается добровольно, ДОУ отнюдь не настаивает, чтобы оно было обязательно сделано.
Добровольность следует отразить и во всех документах, которыми оформляется передача. Иное же (авторитарное требование пожертвовать определенную сумму на ремонт, например) незаконно и может вызвать резонное обвинение в поборах, на что часто указывают органы прокуратуры в своих представлениях.
Отметим также, что надо различать договоры дарения и пожертвования. Эта необходимость не вытекает из гражданского законодательства – согласно ГК РФ такие договоры практически идентичны. Пожертвованием признается дарение в общеполезных целях. Жертвователь может сделать указание на то назначение, по которому должно использоваться пожертвование. В этом случае применение пожертвования должно строго соответствовать указанному назначению. Кроме того, ДОУ должно вести обособленный учет операций по использованию такого имущества. В остальном же требования к договорам практически идентичны. Оформлять передачу имущества, товаров, работ, услуг как целевое пожертвование надо для того, чтобы получить налоговые льготы. Пожертвования должны быть сделаны на ведение уставной деятельности, например на совершенствование образовательного процесса, развитие материально-технической базы ДОУ. При пожертвовании денежных средств можно определить назначение более точно: на приобретение тех или иных учебных пособий, мебели для воспитанников, ремонт помещений, в которых происходит обучение, и т. п. Однако, как отмечалось ранее, жертвовать ДОУ желательно не деньги, а само имущество, работы, услуги, поэтому столь подробное описание излишне, если покупаются развивающие пособия. В этом случае достаточно общего указания, что они передаются учреждению для уставной деятельности, например: "целевой взнос на осуществление уставной деятельности” или "целевой взнос на развитие (поддержку) ДОУ”.
Необходимо подчеркнуть, что оформлять передачу детскому саду и денежных средств, и имущества (товаров, работ, услуг) требуется в кратчайшие сроки, т. к. в противном случае у недоброжелательно настроенных по отношению к администрации лиц появится возможность обвинить руководство ДОУ в получении взятки от родителей, инициировать проверку. Если же в результате проверки обнаружится, что на территории ДОУ находится неучтенное имущество, то придется вопреки презумпции невиновности объяснить его происхождение и доказать законность действий администрации, что может быть непросто. Поэтому желательно сразу же подписать акт приема-передачи имущества (или приема результатов работ, услуг) и по возможности быстро отразить это в данных бухгалтерского учета.
Второй путь оптимизации оформления пожертвованных ДОУ средств – создание отдельной от ДОУ (но придошкольной) некоммерческой организации, уставной целью которой будет аккумуляция средств, жертвуемых ей для последующего оказания помощи ДОУ, или доходов от ее разрешенной предпринимательской деятельности. В этом случае организация не будет связана теми нормами бюджетного законодательства, которые так затрудняют распоряжение средствами, находящимися у ДОУ на праве самостоятельного распоряжения.

А.А. Вавилова,
юрист-консультант информационного центра
"Ресурсы образования”
Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 9. С 26-39.
Категория: Официальная информация о дошкольном образовании | Добавил: Наталья (31.10.2010)
Просмотров: 9960 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Найти на сайте

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz